Материалы ВСП: Рельсы, рельсовые скрепления, железнодорожный крепеж, шпалы, стыковая изоляция, стрелочные переводы
Чтобы обеспечить безопасное и быстрое перемещение железнодорожного транспорта, необходима прокладка железнодорожных путей. Для этого требуется использование специальных путевых инструментов и материалов верхнего строения пути (ВСП). Последние представляют собой рельсы, шпалы, различные виды накладок и подкладок, балласт, переводы стрелок и другие изделия.
Основным назначением ВСП является принятие и дальнейшая передача на основу железнодорожного полотна динамических нагрузок при передвижении подвижного состава. Кроме того, ВСП позволяет задать определенное направление движения поездов.
Основные виды материалов ВСП и их применение
Материалы ВСП разделены на несколько видов, которые отличаются своими техническими характеристиками
Для маркировки рельс используют буквенно-числово
Рельсы укладывают на специальные опоры - шпалы, которые изготавливают из твердых пород дерева (кедр, сосна, ель) или железобетонных конструкций. Для повышения сроков службы деревянные изделия пропитывают особыми маслами, креозотом, а также антисептическими веществами. Железобетонные конструкции используют при прокладке бесстыковых участков пути. Независимо от вида все шпалы должны быть уложены на балластный слой.
Чтобы закрепить рельсы, используют металлические промежуточные рельсовые скрепления. Для стыковых соединений применяют болты, шайбы и накладки. Подкладки являются элементом, через который давление от рельсов передается на опоры.
Кроме того, к материалам ВСП относятся переводы для стрелок, которые укладывают в местах соединения или разветвления пути. В качестве опор используют специальные переводные брусья.
Рельсы железнодорожные магистральные Р50, Р65, Р65К, Р75 предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов. По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ГОСТ Р 51685-2000, 24182-80, 7174-75, 8161-75, 18267-82, 16210-77. Рельсы подразделяют по типам: Р50, Р65, Р65К (для наружных нитей кривых участков пути), Р75. По категориям качества: В — рельсы термоупроченные высшего качества; Т1, Т2 — рельсы термоупроченные; Н — рельсы нетермоупроченны
Рельсы железнодорожные промышленные РП50, РП65, РП75 предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий. По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ГОСТ Р 51045-97. Рельсы промышленные подразделяют по типам: РП50, РП65, РП75. По упрочнению: Т — термоупроченные; Н — нетермоупроченны
Рельсы остряковые ОР43, ОР50, ОР65, ОР75 применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. Рельсы ОР43 применяются для изготовления стрелочных переводов железнодорожных путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотны
Рельсы рамные Р65 предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути. По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ГОСТ 24182-80. Изготавливаются из стали М76 по ГОСТ 24182-80. Рельсы рамные Р65 изготавливаются с болтовыми отверстиями и без них, длиной 12,5 м и 25 м. Масса 1 м рельсы — 64,14 кг.
Рельсы контррельсовые РК50, РК65, РК75 применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. Рельсы изготавливаются из стали М68 по ГОСТ 18232-83, 9797-85, 9798-85, 26110-84. Рельсы прямолинейны. Допускается равномерная кривизна рельса в вертикальной плоскости по всей длине со стрелой прогиба не более 1/2200 длины рельса, в горизонтальной плоскости — не более 1/1000.
Рельсы усовиковые УР65 предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания. По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ТУ 32 ЦП-804-94. Длина рельса 12,5 м, предельные отклонения по длине не превышают ± 25 мм.
Рельсы трамвайные желобчатые Т58, Т62 предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах. По сортаменту, химическому составу и механическим свойствам рельсы отвечают ТУ 14-2Р-320-96 и изготавливаются из стали марок М75, М76. Рельсы изготавливаются с двумя болтовыми отверстиями и без них, длиной 12,5 м, предельные отклонения по длине ± 10 мм. Допускается равномерная кривизна рельса в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба, не превышающей 1/2200 его длины, в вертикальной плоскости со стрелой прогиба, не превышающей 1/1000 его длины в сторону подошвы. Кривизна концов не превышает 0,5 мм. Теоретическая масса трамвайных рельс Т62 – 62,05 кг/м, рельс Т-58 – 57,59 кг/метр.
Рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140 предназначены для прокладывания подкрановых путей и подъемных кранов. По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ГОСТ 4121-96. Рельсы изготавливают из стали марки К63 по ГОСТ 4121-96. Рельсы прямолинейны. Допускается равномерная кривизна рельса в горизонтальной плоскости не более 0,08%, в вертикальной плоскости 0,06% длины. Кривизна рельсов на длину 1 м не должна превышать 2 мм в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Перпендикулярнос
Рельсы железнодорожные Р18, Р24, Р33, Р43 предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт. По сортаменту и механическим свойствам рельсы отвечают ГОСТ 5876-82, 6368-82, 7173-54, ТУ 14-2-727-87, ТУ 14-103-028-98. Рельсы железнодорожные Р18, Р24 изготавливаются из стали марок Н50, Т60, ПТ70 по ГОСТ 5876-82, Р33 из стали марок Н, Т, ПТ по ТУ 14-103-028-98. Рельсы прямолинейны. Местные искривления на любом участке рельсов не должны превышать 3 мм на 1 м, концевые искривления 2 мм. Концы рельсов обрезаны под прямым углом к продольной оси. Перекос торцов не должен превышать 2 мм в любом направлении. Мерная длина рельса 12,5 м и 20 м, немерная 6–25 м. Масса рельс Р24 – 24,9 кг/м, Р18 – 17,91 кг/м, Р33 – 33,57 кг/м, Р43 – 44,653 кг/м.
Число просмотров: 706